Аддиктивное поведение несовершеннолетних:
сущностные характеристики и причины формирования
Аддикция (от англ. addiction – пагубная страсть, привычка) – практически любое вещество, занятие или взаимодействие, демонстрирующее зависимость от него человека. Таким образом, аддикт - это человек, зависимый или же захваченный аддикцией.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет ряд подвидов, дифференцируемых по объекту (агенту) аддикции. В реальной жизни наиболее распространены такие объекты зависимости, как психоактивные вещества (ПАВ), пища, игры, секс, религия и религиозные культы. В соответствии с перечисленным объектами выделяют следующие формы зависимого поведения: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, гемблинг (игровая зависимость), сексуальные аддикции, фанатизм (спортивный, религиозный, музыкальный и др.). Относительно «молодой» вид зависимости – Интернет-аддикция.
Человек может быть не только аддиктом, но и аддиктивным комплиментом (т.е. провокатором), необязательно имеющим пристрастие к веществу или объекту, вызывающему зависимость, но играющим важную роль в аддиктивном процессе. Аддиктивный комплемент – это любое лицо, группа людей или среда, которые поддерживают формирование аддикции у других лиц. Например, родитель, уделяющий внимание только своей работе, занятый только своими личными делами, не интересующийся жизнью и проблемами своего ребенка, становится для него аддиктивным комплементом, т.к. тот, будучи предоставленным сам себе, может пристраститься к наркотикам, азартным играм и т.д.
Многие аддикты находят других лиц, чья аддикция становится оправданием их собственной. Аддикты нуждаются в людях, которые дают им то, чего им не хватает, или взаимодействуют с теми, кто отражает их собственные пороки. Они привязываются к таким людям – родственникам, друзьям, супругам, соседям и т.д., причем агенты (аддиктивное вещество или занятие) становятся катализаторами этой привязанности. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят не только партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл, но и постоянный источник комплементов.
В процессе формирования психологической и физиологической зависимостей аддиктивным комплементом могут выступать и негативные качества личности (лживость, манипулятивность, склонность обвинять во всех своих бедах других людей, ненасытность в пороках, безответственность, преувеличение своих достоинств и др.), т.к. они могут провоцировать процесс аддикции или быть его продуктом.
По характеру течения аддиктивный процесс может быть непрерывным, циклическим или периодическим в зависимости от индивидуальной ситуации. Его течение остается предсказуемым, определяющимся специфическими источниками, психодинамическими и средовыми пусковыми механизмами. При этом могут происходить переходы от одной аддикции к другой, или же могут иметь место несколько аддикций одновременно.
Выделяются следующие основные характеристики аддиктивного поведения.
Во-первых, это устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, которое проявляется через утрату самоконтроля поведения.
Во-вторых, определённые этапы формирования аддикции: начало (вхождение в зависимость), индивидуальное течение (усиление аддикции) и исход (от социальной деградации, различных отклонений в психическом и физическом здоровье до летального исхода).
В-третьих, это цикличность поведения, имеющая определенные фазы:
. наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
. усиление желания и напряжения;
. ожидание и активный поиск объекта аддикции;
. получение объекта и достижение специфических переживаний;
. расслабление;
. фаза ремиссии (относительного покоя).
Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого – один день. Это во многом зависит и от индивидуальных особенностей аддикта, и от этапа его аддикции (степени зависимости), соответствующего определенным уровням аддиктивного поведения.
В социальной педагогике выделяются следующие уровни аддиктивного (зависимого от ПАВ) поведения подростков и молодёжи:
1) нулевой уровень характеризует подростков и молодёжь, никогда не увлекавшихся никакими аддиктивными агентами в силу личной установки на социально приемлемое поведение и негативного отношения к ПАВ и другим объектам аддикции;
2) начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями обращения к аддиктивным агентам. Наиболее частые мотивы этого – реализовать интерес;
3) уровень эпизодического обращения к аддиктивным агентам обычно длится несколько месяцев. Мотивы – повысить настроение, коммуникабельность, быть как все и т.д.;
4) уровень высокого риска отличается тем, что расширяется количество мотивов обращения к аддиктивным агентам, случаи обращения становятся чаще. На данном уровне формируется склонность к объекту аддикции, но еще не сама зависимость;
5) уровень выраженной психической зависимости характеризуется тем, что обращение к аддиктивному агенту становится наиболее желанным психическим состоянием и используется подростком или молодым человеком как регулятор поведения и настроения;
6) уровень физической зависимости формируется при систематическом употреблении аддиктом ПАВ. Организм перестает контролировать нижний предел приема доз вещества, формируется толерантность (терпимость) организма к аддиктивным агентам;
7) уровень распада личности и дисфункции организма демонстрирует социальную деградацию личности и отклонения различной степени тяжести он норм психического и физического здоровья на основе устойчивой психической и физической зависимости от аддиктивного агента (ПАВ).
Зависимое поведение не всегда приводит к заболеванию или смерти (как в случае алкоголизма или наркомании). Здесь все зависит от вида аддикции, определяемого его объектом (например, гемблинг - игровая зависимость). Однако любой вид аддикции закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. У любого аддикта происходит психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.
Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, беспокойство о том, чтобы был постоянный запас сигарет, алкоголя и т.д.). Все прежние моральные ценности, интересы, отношения перестают для человека быть значительными. Жизненное пространство аддикта сужается до ситуации получения объекта. При этом формируется так называемое «магическое мышление» (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе объекта аддикции) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально», «я могу себя контролировать», и т.д.). Существенно снижается критичность к самому себе и своему поведению, усиливаются защитно-агрессивные тенденции в поведении, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Одним из негативных проявлений аддиктивной установки является анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («если захочу, в любой момент брошу пить/ курить/играть и т.д.») осложняет его взаимоотношения с окружающими, существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает его зависимость непреодолимой, разрушающей его собственную жизнь и жизнь окружающих.
В целом, выделяются следующие группы социальных последствий увлечения подростками и молодёжью различными аддиктивными агентами:
1) социально-экономические (преждевременное оставление молодыми людьми учёбы, резкое понижение работоспособности, увеличение бытового и производственного травматизма, затраты на различные профилактические мероприятия и т.д.);
2) социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т.д.);
3) криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание ситуаций, способствующих криминализации виктимизации населения, и т.д.);
4) психофизические (наносится вред не только психическому и физическому здоровью конкретных людей, злоупотребляющих аддиктивными агентами, но и окружающим, контактирующим с аддиктами, а также будущему поколению).
Факторы, определяющие склонность личности к аддикции.
Детская и подростковая аддикция сталкивается с серьезными проблемами, связанными с воздействием на ребенка его непосредственного окружения, процессами развития, стратегиями преодоления трудных ситуаций, а также с различными повреждающими факторами, влияющими на личность учащегося на разных возрастных этапах и ступенях развития.
Наиболее распространена сегодня классификация факторов, которая объединяет их в три основные группы: биологические (генетические); психологические (интра- и интерперсональные), социальные (семейные, средовые и др). Многие исследователи утверждают, что аддиктивность в подростковом и юношеском возрасте чаще всего вызывается социальными и психологическими факторами, которые меняются на различных этапах жизни индивида.
В числе социальных факторов выделяются социум (образцы поведения окружающих) и средства массовой информации, которые могут способствовать формированию аддикции, рекламируя определённый продукт (агент аддикции) и аддиктивную практику. Привлекательность употребления алкоголя и других агентов аддикции подростками и молодежью усугубляется популяризацией их употребления в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. По мнению психологов, особую роль здесь играет поведение популярных теле- и киногероев, которые зачастую представляют сильных и смелых людей, совершающих отважные поступки и при этом демонстрирующих употребление различных аддиктивных агентов. ПАВ в этом случае воспринимается как способ достижения успеха, совладения с болью, конфликтами, напряжением, стрессом или просто способ приятного времяпровождения в компании с друзьями (сигареты, пиво и т.д.), как явление, обычное для торжественных и даже обыденных событий.
В аддиктивном процессе центральным социальным фактором чаще всего бывает группа сверстников. В подростковом и юношеском возрасте потребность упрочить свое положение и быть принятым в среде сверстников, «быть как все» нередко способствует включению учащегося в аддиктивный процесс. Особенно уязвимы к влиянию сверстников подростки и юноши, легко поддающиеся внушению, давлению окружения, шантажу, болезненно реагирующие на насмешки и т.п. Аддикция может так же быть следствием сильной потребности молодых людей в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Аддиктивное поведение в этом случае становится формой псевдолидерства.
Значительно на формирование аддикции ребенка влияние такого социального фактора, как семья. Особое значение имеет ее социальная структура (полная, неполная), экономическое положение, отношение к употреблению ПАВ, явление созависимости. Можно выделить следующие особенности созависимости семей: изоляция (члены семьи постепенно отдаляются от друзей, родственников и т.д., у них отсутствуют внешние социальные интересы); эмоциональный разлад (члены семьи чувствуют себя виноватыми, им стыдно за зависимого члена семьи, их угнетает собственная беспомощность, возрастающая изоляция вызывает чувство подавленности); центральное положение зависимого (зависимый является основным объектом внимания, семья всегда начеку, пытаясь проконтролировать ситуацию, часто члены семьи оправдывают поведение зависимого тяжелой работой, неудачами и т.д.). Вырастая в семье рядом с зависимыми родителями или родственниками, ребенок подсознательно начинает выстраивать свою жизнь по одному из следующих сценариев: «семейный герой» (принципиально выстраивает свою жизнь исходя из антизависимой позиции), «потерянный ребенок» (в жизни «плывет по течению», повторяя сценарий жизни зависимых родителей), «семейный шут» (свое внутреннее состояние стыда и раздражения он прикрывает постоянными шутками и смехом, вырастает в несерьезного взвинченного человека с чувством обиды, обделенности).
Следующие типы мотивации индивида к употреблению психоактивных веществ:
1. Атарактическая мотивация. Заключается в стремлении применить какие-либо ПАВ с целью смягчения или устранения явления эмоционального дискомфорта. Среди симптомов, которые в первую очередь подталкивают человека к употреблению таких веществ, оказываются страх, тревога, депрессия и их разновидности.
2. Гедонистическая мотивация. Проявляется в получении удовлетворения, испытания чувства радости от приема опьяняющих веществ на фоне обычного, ровного настроения. Таким образом, человек склонен искать в ПАВ способ ухода от реальности в иллюзорный мир, доставляющий ему наслаждение. При этом он выбирает из большого арсенала ПАВ именно те, которые обладают эйфоризирующим эффектом, способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, любвеобильности.
3. Мотивация на гиперактивизацию поведения. Базисной становится потребность вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии, бездействия с помощью веществ, провоцирующих необычную, запредельную живость реакции и активность.
4. Субмиссивная мотивация применения ПАВ отражает неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими ПАВ. Страх оказаться вне коллектива, стать «белой вороной», быть отверженным за неконформное поведение является базой для этого типа мотивации употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ.
5. Псевдокультурная мотивация. Основывается на эстетических пристрастиях и мировоззренческих установках и личности. Человек рассматривает употребление ПАВ сквозь призму «изысканности вкуса», причастности к кругу избранных – знатоков. При этом типе мотивации в большей степени важно не само употребления ПАВ, а демонстрация этого процесса окружающим.