Перечень психодиагностического инструментария для выявления факторов риска суицидоопасного поведения несовершеннолетних
1. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)
Возраст испытуемых: 10-15 лет.
Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов.
Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья»
Возраст испытуемых: подростковый (от 11 до 15 лет).
Первичный скрининговый опросник, модифицированный и созданный на основе опросника В.Н. Краснова (1999). Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. Опросник состоит из 26 утверждений.
Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида.
3. Методика самооценки школьных ситуаций, разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973)
Возраст испытуемых: учащиеся, начиная от 7 класса и старше.
Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале.
4. Шкала тревоги (State-TraitAnxietyInventory – STAI) Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста и старше.
Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. В силу своей относительной простоты и эффективности методика широко применяется с разными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов.
5. Шкала тревожности Р. Сирса
Возраст испытуемых: дошкольники и младшие школьники.
Методика предназначена для определения уровня тревожности. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их воспитатель (учитель) или знающий ребенка педагог-психолог. Состоит из 14 вопросов.
6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов.
7. Шкала безнадежности (Beck Hopelessness Inventory, (BHI)) А. Бека
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у пациентов, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства.
Состоит из 20 утверждений. При интерпретации следует обратить внимание на утверждения 2, 9, 12, 20. Если наблюдается хотя бы три совпадения с ключами по указанным пунктам (особенно по второму), то с ребенком необходима индивидуальная беседа.
8. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
Возраст – от 11 до 15 лет.
Рисуночная методика оценки суицидального риска.
Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом.
9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Цель методики: выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.
Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии.
Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений о нем знакомых с ним людей, сопоставление результатов наблюдений и выводов, сделанных из бесед с его окружением. Достоверность методики повышается с расширением источников информации и способов изучения личности. Сбор информации осуществляется традиционными психологическими методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.
10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разуваевой)
Возраст испытуемых: учащиеся 8-11-х классов.
Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека.
Возможно индивидуальное и групповое тестирование. Состоит из 29 утверждений.
11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Возраст испытуемых: учащиеся 5-11 классов.
Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций.
12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан).
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений.
13. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (А. Е. Личко)
Возраст – 14-18 лет.
Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы.
Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.
14. Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейга)
Возраст испытуемых: детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков.
15. Опросник агрессивности (Buss-Durkey Inventory) А. Басса, А. Дарки
Возраст испытуемых: от 14 лет и старше.
Опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений.
16. Метод цветовых выборов (в адаптации Л. Н. Собчик)
Возраст испытуемых: начиная с младшего школьного возраста.
Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М. Люшера. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств. Состоит из 8 цветовых таблиц.
17. Метод незаконченных предложений С. И. Подмазина
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Полученные психодиагностические данные помогут объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки.
Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели. Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.
18. Шкала определения уровня депрессии (Zung Self-Rating Depression Scale) В. Зунга (В. Цунга) (в адаптации Т. Н. Балашовой)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях.
Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30 минут. Состоит из 20 утверждений
19. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкмана (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста. К относительным противопоказаниям к использованию опросника следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет, так как применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Также была дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.
Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал.
20. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Возраст испытуемых: подростковый возраст.
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Методика представляет собой анкету-опросник. Форма проведения индивидуальная. Заполнение карты риска проводится посредством свободной беседы под руководством педагога-психолога. Респондентам зачитываются выражения, которые соотносятся с соответствующими колонками таблицы в бланке ответа
21. Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А. Н. Волкова)
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста. С осторожностью – в младшем школьном возрасте.
Цель: выявление риска суицида среди детей и подростков.
Данная методика предполагает использование процедуры экспертного отчета, который производит взрослый, хорошо знакомый с ситуацией ребенка. Процедура проведения предполагает оценку ситуации, в которой находится ребенок, по 14 ситуациям в баллах.
22. Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Это личностный тест для диагностики одиночества в настоящий момент. Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества, и его виды (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).
Тест состоит из 12-ти вопросов. Результаты теста носят предположительный характер. Для более качественной диагностики необходима консультация педагога-психолога.
23. Шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) Рассела, Пепло, Фергюсона
Возраст испытуемых: начиная с подросткового возраста.
Тест-опросник разработан Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) в 1978 году. Методика предназначена для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека. Методика предлагается для использования в скрининге для оценки характера и выраженности взаимодействия с миром, переживаний своей нужности, необходимости.
Интерпретация: в первую очередь учитываются ответы на вопросы 3, 4, 11, 19, 20. Если наблюдается хотя бы три совпадения с ключами по указанным пунктам (особенно 4 и 11), необходима индивидуальная беседа.
24. Шкала семейной гибкости и сплоченности (FACES-5, Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перри)
Возраст испытуемых: старше 12 лет.
Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави; методика была адаптирована в 1986 году М. Перре.
Методика позволяет произвести оценку семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи) и адаптации (способность приспосабливаться и изменяться при воздействии стрессоров). Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности, психологический климат существующей семейной системой.
Состоит из 20 высказываний.
25. Диагностическая анкета критических ситуаций подростков Л.Б. Шнейдер
Возраст испытуемых: подростковый.
Цель: определение сфер возникновения критических ситуаций у подростков. Показателями методики являются: удаленность критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем; субдепрессивные состояния, состояния фобического круга, состояния нервно-психического напряжения - ситуационные реакции; трудно вербализуемые проблемы и переживаний подростков.
26. Опросник склонности к агрессии Басса-Перри (Buss-Perry Aggression Questionnaire, BPAQ-24)
Возраст испытуемых: от 17 лет.
Опросник разработан в 1992 году американскими психологами А. Бассом и М. Перри (Buss, Perry, 1992) для диагностики склонности к агрессии. Выделенная трехфакторная структура соответствует теоретическим положениям о трех компонентах агрессии в концепции авторов: физическая агрессия, гнев, враждебность. Отечественная адаптация методики выполнена экспертами лаборатории клинической психологии НЦПЗ РАМН С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским (Ениколопов, Цибульский, 2007).
Состоит из 29 вопросов. Интерпретация: ключевыми вопросами, после которых необходима индивидуальная беседа, являются 1 и 29 (4–5 баллов). Вопросы 8 и 16 отвечают за депрессивное состояние.
(Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году». Приложение 5 ).